сведения о колледже Поступающим Воспитательная работа Учебно Методическая Работа Преподавателям Студентам Наши достижения Служба содействия трудоустройства выпускников Фотогалерея Библиотека
 

 

Лекция №1

 

Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»

 

Цель: Определить этимологию, происхождение философии, изучить предмет, методы и законы мышления в философии.

 

План лекции:

1. Этимология (происхождение) термина «философия».

2.  Мировоззрение, его исторические типы.

3.  Предмет и метод философии.

4.  Законы мышления в философии.

 

1.    Этимология термина «философия».

         Философия - это наука об общих законах развития природы человека, общества и познания,  особая форма культуры и духовного освоения мира.  Отдельные виды познания не могли дать целостную картину мира и места человека в нём. Не было ответа на такие философские вопросы как: «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие. Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. «Желаешь познать себя – философствуй» - это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.

Термин «философия» был предложен греческим математиком и философом Пифагором. В переводе на русский язык означает любовь (филео) к мудрости (софия), любомудрие, под которым понимается особое состояние человеческого духа, его особая направленность, как на мир, так и на человека. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем (как репетитор). Рассказывают, что однажды ученик, восхи­щённый его лекцией, воскликнул: "О, Пифагор, ты — софос!". Софос — зна­чит "мудрец". На что Пифагор скромно ответил: "Я не софос, а всего лишь философос", то есть "любитель мудрости".

Таким образом, "философия" переводится как "любовь к мудрости".

Философия зарождается как особый тип мировоззрения около 2,5 тыс. лет назад в кон. 1-й пол. I тыс.до н.э. (6 в.до н.э.) примерно параллельно и одновременно в государствах Древнего Востока (Египте, Вавилоне, Индии, Китае) и Древнего Запада (государствах античного мира) - Греции и Риме. Первые философы того времени были универсалами. Они исследовали природу и человека, космос и жизнь обще­ства, не отделяя одно от другого. В их теориях было много фантазии и интуитивных, но гениальных догадок. Именно поэтому, философию называют "матерью всех наук", сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.

2.    Мировоззрение, его исторические типы.

Философия возникла не на пустом месте.  У неё были предшественники - мифология и религия, которые поя­вились раньше. Уже первобытные люди пытались понять окружающий мир и себя. Таким образом, философия – это одна из форм мировоззрения.           

Мировоззрениеэто система взглядов и ценностей человека, оно присуще всем людям, независимо от  воспитания, образования, условий и образа жизни.

Мировоззрение отдельных людей отличается, т.к. каждый человек - индивидуальность, но в нем всегда присутствует та или иная степень общности, определяемая идентичностью человеческой культуры, образования, принадлежностью к определенной социальной группе, профессии, коллективу. В процессе исторического развития мышление человека прошло ряд стадий, прежде чем научилось зрело проникать в сущность познаваемых вещей. Согласно этому, мировоззрение человека, прежде чем подняться до зрелых философских форм, прошло ряд других, выразившихся в мифологии и религии.

Мифология (миф, сказание) - это первая форма духового приобщения человека к природе. Через эту ступень прошли все народы, и мифотворчество каждого из них имеет сходные черты. Мифология - наиболее ранняя форма мировоззрения, образное мышление, возникает в период первобытнообщинного строя в качестве первой формы духовной культуры человечества, для которой характерно нерасчлененное образное восприятие действительности, в процессе которого вырабатывались зачаточные представления о природе и обществе, о нормах отношений людей, о человеческих ценностях. Ведущую роль в жизни людей играл опыт, который фиксируется в мифах - представлениях о характере, структуре и свойствах действительности. Особенностью мифологического мировоззрения является общинный, а не индивидуальный характер человеческого сознания.

На базе мифологического сознания возникает религия — вторая, более высокая ступень освоения мира. Отличие религиоз­ного сознания в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, делит его на посюсторонний — видимый, осязаемый и потусторонний - невиди­мый и неощущаемый.                                                                                                                                     Религия - новая форма мировоззрения, образное мышление, часто воспринимается сродни мифологии. Религия дала возможность новой формы освоения действительности, она заключается в объяснении устройства мира и составляющих его вещей путем удвоения действительности на мир видимый, земной и мир потусторонний, который составляют бестелесные души. Для религии характерна большая абстрактность мышления по сравнению с мифологией,  большая сложность построения отвлеченных систем, объясняющих устройство мира. Таким образом, картина мира в религии представлялась более сложной, нежели в мифах. Дол­гие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олице­творяющих различные природные стихии). И лишь с появлением иудаизма, а затем и христианства, совершился переход к монотеизму (вера в единого Бо­га).                          

         Философское мировоззрение – это, прежде всего, замена общественных взглядов и отношений, основанных на тысячелетних устоях, нормах, вере, выработанных опытом поколений, на знание о подлинной сущности вещей и процессов, протекающих в мире. Процесс, приведший к возникновению философского мировоззрения и мышления,- это распад  древних родоплеменных отношений и складывание государственности в странах Востока и Запада. Носителем философского мировоззрения является не коллектив, а отдельный человек, стремящийся осмыслить реальность. Оно стремится проникнуть в сущность вещей и процессов, отразить не внешние, а их внутренние стороны. Философия явилась первой теоретической формой мышления и мировоззрения. Теоретическое мышление, в отличие от образного, основывается на понятиях. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и сущностные связи между ними через фиксацию общих и специфических признаков.

Философия стала предшественницей различных наук и явилась обобщенным взглядом на мир в целом и место человека в нем; это учение об общих принципах бытия и сознания; это наука об общих законах развития природы, общества и мышления.

3.    Предмет и метод философии.

         Становление мифологического и религиозного сознания быстро обрастало своего рода со­циальной инфраструктурой: возникали и закреплялись культы, обряды, тра­диции, которые играли громадную роль в жизни общества, а всякие отступ­ления от правил сурово карались. Естественно, в таких условиях неизбежно выделялся слой людей, которые занимались всем этим профессионально: колдуны, шаманы, жрецы, священнослужители и т.п. Эти "должности" обла­дали большой притягательной силой, так как их субъекты обретали большую власть и диктовали свою волю. Сами идеи, которым эти люди были призваны служить, в конце концов, отступали на второй план, а на первом оказывались корыстные интересы клана служителей. Иначе говоря, как это всегда бывало в истории, идеология, кажущаяся сперва вполне невинной и даже привлекательной, рано или поздно становится всего лишь орудием власти в руках идеологов. Слова древнегреческого философа Платона: "Мы пойдём за истиной, куда бы она нас ни привела", — прекрасно иллюстрируют это настроение, одновременно намекая, что свободное философское познание — не такое уж безопасное занятие.

Первая попытка выделения философии, как особой области знаний, была сделана античным мыслителем Аристотелем.

Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов. Но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних индийцев и китайцев. Именно древнегреческая философия стала самостоятельным культурным образованием, наряду с искусством и религией. Именно в Греции появились философы-профессионалы. Философия стала систематическим рациональным мышлением на основе идей.

Объектом философии является мир, в целом, и человек, в частности.

Предметом философии является отношение человека к миру. Предмет философии исторически менялся в процессе развития человеческой цивилизации и самого человека, его знаний, интересов и значения самой философии в системе общего знания. Например, в древности философия воспринималась как «наука всех наук», в эпоху Средневековья -  как «служанка богословия», в Новое время - как «царица наук», в современности - как  специфическая сфера человеческой деятельности, призванная вместе с другими науками разрешить проблемы современного развития человека, природы и общества.

В связи с этим, современная интерпретация предмета философии отличается от  той, которая существовала в прошлые века, большим многообразием, впитав в себя опыт прошлых и нынешних поколений. В качестве предмета философии выступают:

- природа,  глобальные проблемы;

- сам человек, его природа, ум,  чувства, язык, мораль и др.;

- отношение мышления к бытию;

- вопросы общественной жизни людей, правового, политического устройства общества и пр.

Специфичен по своему содержанию и метод философии. Метод философииэто способ теоретического мышления, который включает следующие операции:

- теоретическую классификацию и систематизацию;

- логический вывод и доказательство;

- обобщение;

- сопоставление различных феноменов и т.д.

4.  Законы мышления в философии:

1)    Закон тождества (всякая сущность совпадает сама с собой) любое высказывание (мысль, понятие, суждение) на протяжении всего рассуждения должно сохранять один и тот же смысл». Аристотель   анализирует: «Полупустое есть то же, что и наполовину полное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное»

2)    Закон противоречия (никакое суждение не может одновременно быть истинным и ложным). Закон непротиворечия основывается на доводе, что два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; как минимум одно из них ложно. Аристотель писал: «Невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было присуще одному и тому же, в одном и том же смысле».

3)    Закон исключенного третьего (для высказывания либо оно само, либо его отрицание истинно) намного «знаменитей», чем предыдущие два закона Аристотеля,   благодаря значительной распространенности сентенции «tertium non datur», что в переводе значит «третьего не дано» и отображает суть закона. Закон исключенного третьего – требование к мыслительному процессу, согласно с которым если в одном из двух выражений что-либо о предмете утверждается, а во втором отрицается – одно из них обязательно истинно.  

4)    Закон достаточного основания (всякое суждение должно быть надлежащим образом обосновано). Четвертый из основных законов философии был сформулирован по прошествии значительного периода времени после обоснования Аристотелем первых трех. Его автор – видный немецкий ученый (философ, логик, математик, историк; этот список занятий можно продолжить) – Готфрид Вильгельм Лейбниц.               В своей работе о простых субстанциях («Монадология», 1714 г.) он писал: «…ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, – без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны».


Вопросы к лекции №1:

1.    Что такое «философия»?

2.    Кто предложил термин «философия»?

3.    Где впервые появляется философское мировоззрение?

4.    Что такое мифология?

5.    Что такое религии? 

6.    В чем основное отличие мифологии от религии?

7.    Что представляет собой философское мировоззрение?

8.    Каковы исторические типы мировоззрения?

9.    Как изменялся предмет философии в разные исторические периоды?

10.  Какими методами пользуется философия?

11.   Перечислить законы мышления в философии

 

 

Лекция №2

 

Тема: «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФИЛОСОФИИ»

 

Цель: Изучить основные понятия, категории и вопросы философии.

 

План лекции:

 

1.    Вечные (главные) философские вопросы.

2.     Основные понятия и категории философии.

3.     Исторические типы философии. Этапы ее развития.

 

1.     Вечные (главные) философские вопросы.

Человек начинает философствовать, когда он пытается найти смысл в своём существовании в мире.

Философствование – это способ самоопределения человеком самого себя, нахождение и утверждение человеком самого себя как конечного существа в бесконечном мире.

Философия внедряется в человеческое сознание невольно, независимо от желания человека. Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, пытается заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического (опытного) мира, мира простых фактов.

Философия основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления, т.е. стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, но сохраняющую устойчивость во всех  изменениях.

Философия имеет дело с главными вопросами бытия человека, заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к миру вести поиск и находить ответы на них. Впервые немецкий философ И.Кант предложил несколько основных философских вопросов:

1)    Что я могу знать?

2)    На что я могу надеяться?

3)    Что я должен делать?

4)    Что такое человек?

Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих. Для Канта, человек- это существо способное к познанию, вере в Бога и нравственному поведению.

Существует и другая система философских вопросов, имеющая широкое распространение. Базовый вопрос - «Как соотносится мышление и материя?»- разделяется на два относительно самостоятельных:  «Что первично - мышление или сознание?» и «Как соотносится познающее мышление к миру вне нас?» Принято считать, что эти философские вопросы выражают важнейшие для человека проблемы: «Как соотносится душа и тело?»,  «Есть ли жизнь после смерти» и «Возможно ли совпадение целей и результатов человеческой деятельности?»

К кругу философских  относится и шекспировское «Быть или не быть?» и  «Что делать?» Н.Г. Чернышевского.

2.  Основные понятия и категории философии.

- Бытие – объективная реальность, все существующее

- Материя – объективная реальность и основа бытия, первопричина, обладающая физическими свойствами; а все иные формы бытия (дух, человек, общество)- проявления материи

- Сущность (сущее) – внутреннее содержание предмета

- Реальность – существующее в действительности

- Понятие – мысль, слово о предметах и явлениях в обобщенной форме отражающее общие и специфические свойства и связи между ними

- Категории – предельно общие понятия

- Явление – внешние формы проявления существования предмета

- Субстанция – первооснова мира

- Материальное – вещественное, существующее

- Идеальное – материальное, отраженное в мысли, сознании человека через чувственные, умственные образы, духовные ценности, идеалы

- Объективное – существующее на самом деле

- Субъективное – отражение объективного человеческим сознанием

- Диалектика – философское учение о всеобщих законах развития в природе, обществе и человеческом мышлении и взаимосвязи мира

- Метафизика – учение, отрицающее взаимосвязь и развитие мира или признающее, но односторонне истолковывающее их

- Материализм – учение, признающее реальным бытием, основанием мира  материю

- Идеализм – учение, признающее реальным бытием и субстанцией духовную сущность, сознание

-  Монизм – учение об одной субстанции мира

- Дуализм – учение, признающее материальное и духовное двумя субстанциями

- Плюрализм – учение о множественности самостоятельных субстанций

- Рационализм – философское  учение, признающее силу разума в познании

- Иррационализм – философское учение, отрицающее силу разума в познании, определяющую роль придающее бессознательному (эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, озарение)

- Сциентизм – учение, признающее науку как высшую ступень развития человеческого разума

- Скептицизм – учение, отвергающее возможность познания мира

- Трансцендентное – бытие, выходящее за пределы человеческого опыта, запредельное, непознаваемое разумом

- Индукция – метод научного познания, движение мысли от единичного (частного) к общему

- Дедукция – метод научного познания, движение мысли от общего к частному

3.  Исторические типы философии. Этапы ее развития.

Каждая эпоха в жизни человечества ставила свои особые философские проблемы и по-своему их решала. Поэтому развитие философии разделяется на ряд этапов:

1)    Философия древнего и античного мира (6 в.до н.э.-5/6 в.н.э.). Философия была во многом наивной, стихийной. Господствующей идеей был космоцентризм, согласно которой мир изучался в целом как макрокосмос, а человек как микрокосм. Земля представлялась центром мира (геоцентризм Птолемея).

2)    Философия Средневековья (5/6-14вв.). Из-за господства религии (христианства) в Европе философия была в основном схоластикой (тип религиозной философии, подчиняющейся теологии – науке о Боге), развивалась в рамках религиозных догм. Развивается теоцентризм – идея, согласно которой Бог – центр бытия.

3)    Философия эпохи Возрождения (14-16вв.). С развитием научных исследований философия стала натурфилософией – философией природы. Развиваются идеи антропоцентризма, согласно которым человек есть центр Вселенной и высшая цель мироздания.

В эти три эпохи философия развивалась, прежде всего, как онтология – учение о бытии.

4)    Философия Нового времени (17-19вв.). С развитием производства, науки, техники философия все больше опирается на научные знания, расширяются ее направления и течения, прежде всего рационализм – течение в философии, признающее силу разума в познании. Появляется идея геоцентризма, по которой Солнце – центр Вселенной. Развивается гносеология – учение о познании.

5)    Современная философия (20-нач.21вв.). Впитала в себя философские взгляды предыдущих эпох.  Опирается на новейшие научные знания. Но большое влияние имеет иррационализм – течение в философии, отрицающее силу разума в познании, утверждает роль бессознательного. Развивается аксиология – учение о духовных ценностях человека. Исследуется философская антропология, социальная философия, философия истории.


Вопросы к лекции №2:

 

1.     Чем отличаются взгляды материалистов от идеалистов?

2.     Что такое объективное и субъективное?

3.     Чем отличается метафизика от диалектики?

4.     Каковы отличия между рационализмом и иррационализмом?

5.     Что представляет собой материя?

6.     Что подразумевает философия под идеей?

7.     Какие исторические типы прошла философия в своем развитии? 


Лекция №3

 

Тема: «СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ЕГО ФУНКЦИИ»

 

Цель: Изучить особенности философского знания и определить его функции.

 

План лекции:

 

1.                   Основные разделы философии.

2.                   Особенности философского знания.

3.                   Функции философии.

 

1.                   Основные разделы философии.

Философия явилась первой зрелой формой теоретического мышления и стала предшественницей других форм теоретического знания. Например, научного, которое лишь со временем отделилось от философского, постепенно структурируясь на отдельные научные дисциплины. Многие античные философы являлись одновременно основателями таких наук о природе как физика, математика, ботаника, зоология.

Философское знание проделало определенный путь развития, постепенно определяясь с собственно философскими объектами исследования. Основными из них являются: бытие в качестве первоосновы сущего, познание и человек. Соответственно, разделы их изучающие, - онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании) и философская антропология (учение о человеке).

Выделяется и ряд других разделов:

логика – учение о формах правильного мышления;

этика, объектом которой является мораль;

эстетика, изучающая нравственность, понятие прекрасного в различных его проявлениях;

аксиология, изучающая духовные ценности;

социальная философия, изучающая общество.

2.                   Особенности философского знания.

С древнейших времен не утихает спор «Чем в большей степени является философия: наукой, областью искусства или практикой?»

Отвечая на вопрос, является ли философия наукой, одни считают ее наукой, другие отвергают статус научности.

Наука – это систематическое, доказательное и проверяемое знание. Эти признаки были выработаны именно в философии, философы стараются быть убедительными, обосновывать свои выводы, проверять их фактами. С этой точки зрения философию можно и нужно считать наукой. Другие считают, что наука в отличие от философии безлична, объективна, занимается поиском истины. Т.к. в философии поиску истины также уделяется  первостепенное значение, с данной точки зрения также можно утверждать, что философия – родственница науке.

Наука, исследуя объективные закономерности и отношения в окружающем мире, является источником объективного знания, которое становится отправным пунктом  для философского осмысления действительности с учетом достоверного научного знания. Такая система взаимосвязи науки и философии является основой для формирования научно-философского мировоззрения.

Артур Шопенгауэр утверждал: «…Философия есть искусство, а не наука». Главная ценность науки – истина, искусства – красота. Философия, действительно имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный  характер. В этом плане философия больше, чем наука, похожа на искусство. Но искусство, по сравнению с философией, более выборочно и занято поиском не наиболее важного, а художественно значимого.

Философия также вступает в непосредственный контакт с практической деятельностью человека. Она выявляет и вырабатывает смысл человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуется практический потенциал философии. Философия придает практике благородную, этическую осмысленность.

Таким образом, философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. Философия же избегает их фрагментарности. Философия – это реализация полноты жизни человека, она объединяет ценности истины, красоты и добра в единое целое. Философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции.

3.                   Функции философии.

Философия, как и любая другая наука, имеет определенное значение, которое определяется ее функциями. Основными функциями философии являются:

1) Мировоззренческая. Заключается в способности философии определять картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик для осознания некой основы всех сфер реальности.

2) Методологическая. Состоит в определении философией способов, законов, которые являются основой для познания мира. В соответствии со своей спецификой философия вырабатывает не узколокальные, а фундаментальные (общенаучные) методы и принципы действия.

3) Критическая. Состоит в том, что философия подвергает сомнению идеалы и смыслы. Критичность – основа движения философской мысли.

4) Гуманистическая. Реализуется в предельно внимательном отношении  к человеку на основе этического и эстетического подходов.

5) Практическая. Заключается в моральности и заботе о благе людей путем наделения целеполагательным смыслом деятельности человека.

6) Гносеологическая. Состоит в разработке философией форм и методов научного познания, с целью его преобразования в соответствии с потребностями человека.

7) Аксиологическая. Философия восстанавливает иерархию ценностей, способствует их переоценке в меняющемся мире.

8) Интеграционная. Философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта.

9) Прогностическая. Философия прогнозирует модели будущего развития.

Для Сократа и Платона назначение философии заключалось в воздействии на человека для «становления его более совершенным». Следовательно, значение философии в стремлении «к духовной целостности человеческого существования».

Вывод: Предназначение философии – поиск человеком смысла жизни и своего места, возвышение человека, его совершенствование.

 

Вопросы к лекции №3:

 

1.        Как называются основные разделы философии?

2.        Что является объектом изучения онтологии?

3.        Что представляет собой гносеология?

4.        С какими областями знания исторически связана философия?

5.        Чем в большей степени выступает философия: наукой, практикой, духовной составляющей, областью искусства?

6.        Какие основные функции выполняет философия?

7.        Почему методы философии называют фундаментальными, общенаучными?