Методические рекомендации по созданию учебно-методического

комплекса учебной дисциплины (предмета)

 

 

К учебно-методической документации, разрабатываемой преподавателями, относятся:

·  Рабочая программа дисциплины (предмета)

·  Календарно-тематический план (перспективно-тематический план)

·  Контрольно-измерительные материалы

  (входной, промежуточный, ИГА)

·  Планы занятий (технологические карты)

·  Дидактический раздаточный материал

·  Электронные образовательные ресурсы

·  Методические указания по проведению практических и лабораторных работ

·  Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

·  Методические указания по выполнению курсовой работы (письменной экзаменационной работы)

Требования к подготовке и оформлению

учебно-методической документации

Перечень, объем, вид и сроки подготовки учебно-методической документации фиксируется в  планирующей и отчетной документации ЦМК.

Рабочая учебно-методическая документация печатается в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в учебной части, второй - у составителя.

 

Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса учебной дисциплины СПО

Состав учебно-методического комплекса учебной дисциплины

 

Состав УМК включает структурные компоненты  для обеспечения качественной  реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам.

Этапы создания  учебно- методического комплекса.

Подготовительный этап - проектирование содержания и целей образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии.

Задачи:

- определить содержание образования для данного учебного занятия;

- определить цели  обучения, воспитания и развития;

- структурировать содержание образования, выделить   основные дидактические единицы учебной информации, подлежащие усвоению;

- составить план учебного занятия;

- подготовить необходимое материально-техническое оснащение

Для решения этих задач преподавателю необходима нормативная и учебно-методическая документация (ГОСТы, учебная программа, календарно-тематический план, план занятия).

Основной этап -  реализация содержания  образования, целей обучения, формирование знаний, умений, навыков.


Задачи:

 - сообщить студентам учебную информацию;

 - организовывать  учебно-позновательную деятельность;

 - обеспечить усвоение ими основных дидактических  единиц  учебной информации на необходимых уровнях.

Заключительный этап - контроль. Для обеспечения преподавателя и студентов своевременной и объективной контрольной информацией о результатах обучения, качестве овладения знаниями, умениями необходимы разнообразные средства контроля (современные КИМы).

 

Содержание УМК учебной дисциплины

 

1        Нормативная и учебно-методическая документация

 Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности задают минимальное содержание и уровень подготовки выпускников по  дисциплинам: определяются  понятиями: «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь навыки», обязательным набором дидактических единиц.

·                    Паспорт КМО кабинета и (или) лаборатории – документ, включающий рекомендательный набор дидактических средств, современного оборудования и ТСО для обеспечения качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.

·                    Рабочая программа - учебно-методический документ, в котором в соответствии с ГОСТом определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами.

·                    План учебного занятия (УМК занятия)- учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них практических знаний, умений и навыков.

2        Средства обучения:

·                    учебно-методическая литература:

- учебная литература:

·                    перечень учебников, учебных пособий, справочников, задачников, каталогов, альбомов;

·                    тексты лекций;

·                    образцы производственной документации (технической, технологической, нормативной) в зависимости от профиля специальностей;

- методическая литература:

·                    Частные методики изучения дисциплин, определяющие место соответствующей учебной дисциплины в общей системе дисциплин учебного плана, ее основные задачи и значение в подготовке специалистов конкретной специальности, раскрывают  современные методы, средства и наиболее рациональные  формы организации учебных занятий по данной дисциплине:

·                    Методические рекомендации по методике преподавания учебной дисциплины, технология работы преподавателей по подготовке  к учебным занятиям. Методические разработки подробно излагают вопросы изучения отдельных, наиболее сложных тем учебных программ,  проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

·                    Методические и (или) инструктивно-практические указания  разрабатывают по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.


·                    Учебно-наглядные пособия;

-перечень изобразительных пособий (плакаты, схемы, альбомы, чертежи, таблицы, диаграммы);

- перечень натуральных пособий (приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, натуральные образцы, модели, макеты, муляжи);

- раздаточный дидактический материал – учебные карточки-задания, логические структуры, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий для проектирования изделий и технологических процессов;

- перечень технических средств обучения (аудио - визуальные технические средства, тренажеры, компьютерные средства обучения).

3                   Средства контроля. Система средств контроля рассчитана на  объективный контроль за ходом усвоения студентами учебного материала на четырех уровнях, регламентированных ГОС СПО. Применяются следующие виды контроля  за ходом и качеством теоретического обучения:

            - входной;

            - текущий;

            - рубежный;

            - итоговый.

Средства контроля на бумажном носителе – контрольные вопросы, тесты, контрольные работы, кроссворды, зачетные задания и по курсовым работам, экзаменационные билеты. Средства контроля продуктивного характера включают объяснения, обоснование и решения практических задач.

Педагогические тесты  подразделяются на :

·         Тесты первого уровня (выборочные): тесты опознания, различения, соотношения;

·         Тесты второго уровня тесты-подготовки, конструктивные тесты, тесты – процессы;

·         Тесты третьего уровня: тесты задачи, тесты процессы.

 

Краткое содержание УМК учебной дисциплины

Наименование компонента документа

                                I.      Нормативный компонент:

             -извлечение из ГОС СПО -  Государственные требования к обязательному                                      минимуму содержания  и уровню подготовки  выпускника по соответствующей дисциплине;

            - примерная программа учебной дисциплины

            - рабочая программа учебной дисциплины;

            -паспорт КМО кабинета, лаборатории;

            - планы учебных занятий (технологические карты занятия)

                             II.      Общеметодический  компонент. Методические рекомендации:

- по планированию занятий;

- по использованию ИКТ;

- по управления самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

- по написанию и защите рефератов, проектов, УИРС;

- по переведению семинарских занятий по учебной дисциплине;

- по изучению учебной дисциплины студентами заочного отделению;

                           III.      Методический компонент темы учебной дисциплины:

- конспект лекций

- дополнительные информационные материалы о достижениях  современной науки, техники, технологий.

- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;

- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);

- домашние задания (варианты с указанием примерных затрат времени на выполнение);

- методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению лабораторных работ;

- методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению практических работ;

- методические рекомендации по изучению темы (частная методика преподавателя);

-методическая разработка изучения наиболее сложной темы учебной программы;

-УМК учебных занятий с применением современных технологий обучения;

-основная  и дополнительная литература для изучения темы;

- перечень тем рефератов, докладов, сообщений, проектов, УИРС;

                           IV.      Методический компонент «Курсовая работа»

- тематика курсовых работ (проектов);

-перечень литературы, нормативно-технических документации, рекомендуемых к исполнению курсовой работы (проект);

-методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) по учебной дисциплине;

- образцы выполнения курсовой работы (проект)

 

                              V.      Методический компонент «Контроль знаний и умений студентов»:

-  контрольная работа;

- перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;

-перечень вопросов и типовых задач (упражнений), включаемых в экзаменационные билеты по учебной дисциплине

- задачи к экзаменационным  билетам ( варианты);

- экзаменационные билеты по учебной дисциплине;

-перечень литературы, нормативно-технических документации, наглядных пособий, ПСО, допускаемых  к исполнению при проведению экзаменов по дисциплине.