Классный час   на тему «По законам справедливости»

 
11111111111111.jpgЦель:

Сформировать представление учащихся о понятии «справедливость». 

Ход классного часа

Этап

Задачи

Деятельность Преподавателя

Деятельность студента

 

Проблемная ситуация

Преподаватель угощает студентов конфетами и заведомо одной группе студентов дает конфет больше, другой меньше и третьей группе дает только по одной конфете. 
Замечая замешательство. Задает вопрос: «Что-то случилось? Я вижу  очень довольных студент,   – менее довольных, но все же в хорошем расположение духа, а за третьим столом явное недоумение. 
Обращается к студентам   (что вы сейчас чувствуете?) 
А что явилось причиной появлению таких чувств?
Какие у вас есть предположения по поводу темы нашего общения?

Приятно, радостно.

Несправедливое разделение конфет.

Возможно, мы будем говорить о справедливости?

Этап 1. Мозговой штурм

Введение в ситуацию, знакомство со словарным значением слова «Справедливость»

Предлагает продолжить предложение: «Справедливость для меня – это …» слайд №1

Студенты высказываются.

 

 

Знакомит с существующим в литературе значением понятия «справедливость» слайд №2

Один из учеников зачитывает определение.

 

Подведение к следующему этапу урока

Преподаватель задает вопрос: Как часто вы слышите это слово? В каких ситуациях вы его упоминаете? 

Ответы студентов: в случае справедливого или несправедливого отношения к нам.

Этап 2

Работа с ситуациями

Преподаватель раздает ситуации трем группам:

  1. Одноклассник сел на твое место  и не хочет его покидать.  (Как ты поступишь?)
  2. К тебе подошел одноклассник и сообщил тебе (грубо), что ты сидишь на его месте. (Как ты поступишь?)
  3. Ты родитель, которому позвонил классный руководитель и сообщил, что твой ребенок грубо разговаривал с одноклассником (делили место за партой) и долгое время не давал начать вести урок. (Как ты поступишь?).

Студенты в течение 3 минут обсуждают  варианты своего решения относительно ситуаций.

 

 

Скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?
Услышав ответы студент, Преподаватель делает вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.

 

 

 

Посмотрите на древнегреческую богиню правосудия и справедливости.  В представление людей она была такой. Какой смысл люди в древности вкладывали в этот образ?
Богиня справедливости оснащена тремя символами: меч – символизирующий неотвратимость наказания совершившего противоправное деяние; весы - символизирующие человеческие поступки; завязанные глаза указывают на беспристрастность.

Ответы студентов.

 

 

В ситуации, которую мы сегодня обсуждаем,  всегда два участника: награжденный или виновный, по отношению к которому поступили справедливо или нет, наградили или наказали,  и человек,  который вершит справедливость над другим. 
Скажите, что необходимо помнить и тому и другому, глядя на богиню справедливости.

1.Поступать по совести и знать, что наказание все рано свершится.

2.Человеку, который вершит справедливость, важно иметь непредвзятое, безэмоциональное, компетентное мнение относительного того или иного вопроса, так как наградив или наказав кого-то под воздействием эмоций можно несправедливо поступить как к самому человеку, так и к другим людям. Справедливость подразумевает отсутствие эмоций, предвзятости, некомпетентности.

 

Мини-тест

Возможно, если бы люди знали и понимали это, то справедливости на свете было бы гораздо меньше. Но все же мы часто являемся свидетелями или еще того хуже участниками ситуаций где кто-то, кого-то незаслуженно оскорбляет.
О чем вы думаете в первую очередь, если вас кто-то незаслуженно оскорбляет: (Преподаватель читает варианты ответов, записанные на слайде.)

  1. Как бы ответить ему порезче, чтобы он “замолчал”.
  2. Как бы определить правильное внутреннее отношение к происшедшему.
  3. Как бы ответить, чтобы моя реакция не унизила меня в глазах окружающих.
  4. Как бы сохранить в душе доброе отношение к миру и к нему.

Выберите из четырех вариантов ответов три наиболее близкие вам и расставьте их в порядке убывания значимости (1 – очень важно, 2 – тоже важно, 3 – менее важно)
Конечно, важно, как вы сможете ответить человеку: мягко или жестко, остроумной фразой или молчанием, но важнее то, что будет у вас при этом в душе.
Вы останетесь мудрым? человечным? сохраните внутреннее достоинство?
Или превратитесь в злобного крокодила?
Если тебя «задели», ты иногда можешь даже расстроиться. Но почему?
Потому что кто-то посмел так разговаривать со мной?
Или меня огорчило другое – то, что я «завелся», что меня чьи-то слова «задели», что я был зол...
Правильное внутреннее отношение — это показатель того, насколько воспитана, сильна и здорова наша душа.
И это одно из главных условий успешного взаимодействия с людьми.

 

 

Упр. «Сосуд души»

И, возможно, маленький секретик, которым я с вами хочу поделиться, поможет вам по- другому отнестись к несправедливому обидчику и сберечь свою душу. 
Преподаватель рассказывает, что душа – это сосуд … (рассказ сопровождает слайд)

 

 

Продолжи фразу …

Наставление мудрого отца ребенку:
«Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя, 
это будет справедливо. Но это - не лучшее, 
что ты можешь сделать. 
Ты можешь ему  это подарить»
Если ты на оскорбление ответишь тем же, 
это будет справедливо. 
Но это – не лучшее, что ты можешь сделать.
Ты можешь …»

 

Заключительный этап.

Рефлексия

Наша беседа подходит к концу. Поделитесь своими мыслями, продолжите фразы:

  1. Теперь я знаю ….
  2. Мне больше всего запомнилось ….
  3. Я нашел ответ на ….

Я желаю вам быть честными и

 Справедливыми и поступать в соответствии с законом.