сведения о колледже Поступающим Воспитательная работа Учебно Методическая Работа Преподавателям Студентам Наши достижения Служба содействия трудоустройства выпускников Фотогалерея Библиотека
 
 

Глоссарий терминов, используемых при разработке УМК

  1. Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

  2. Брошюра - непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

  3. Выпускные квалификационные работы (учебный проект, дипломная работа) - работа, выполняемая студентом самостоятельно под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе.

  4. Глоссарий - словарь терминов и персоналий. В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того, чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов и персоналий - глоссарий. В данном словаре должны быть даны определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке. Таким образом, глоссарий обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала, дает краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине.

  5. Доклад - способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

  6. Журнальная статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.

  7. Календарно-тематический план - учебно-методический документ, составленный на основе рабочей программы дисциплины (профессионального модуля) и графика учебного процесса, в котором зафиксированы распределение учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимого на их изучение, требуемые наглядные пособия и задания обучающимся на самостоятельную внеаудиторную работу.

  8. Конспект лекций - учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

  9. Курсовая работа как самостоятельная учебная работа обучающихся, выполняется в течение курса (семестра) под руководством преподавателя, могут иметь комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

  10. Лабораторные работы как особая форма практических занятий - направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. В процессе лабораторной работы обучающиеся выполняют одно или несколько лабораторных заданий, под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

  11. Материалы по системе тестирования. Тестовые задания по дисциплине (МДК, модулю) могут быть выполнены в двух вариантах: компьютерное тестирование; подготовка тестов на бумажных носителях. Тесты контроля знаний студентов по системе тестирования имеют форму: «Вопрос - варианты ответов». Минимальное количество вариантов ответов - четыре. Количество вопросов в тесте не менее 60 штук. Время тестирования 60 минут. В зависимости от содержания и трудоемкости тесты могут использоваться как входной, текущий и выходной контроль знаний обучающихся. Требования к структуре, содержанию тестов и проведению тестирования на этапе самообследования специальности (или колледжа) по каждой отдельной дисциплине или блоку дисциплин устанавливаются в соответствии с требованиями аттестационной комиссии на момент проведения аттестации.

  12. Методики и педагогические сценарии проведения занятий представляют собой организационно-методические указания для преподавателей, в которых отражаются научно-методические основы учебной дисциплины; излагаются рекомендации по использованию наиболее эффективных методов и средств обучения дисциплины, описываются особенности преподавания ее теоретической и практической частей, основные способы формирования навыков и компетенции обучающихся; рекомендуются: наиболее эффективные комбинации видов учебной работы, использования элементов учебно- методического обеспечения, виды контроля усвоения знаний.

  13. Методические указания чаще разрабатывают по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.

  14. Методические разработки подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных тем учебных программ, сценарий проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения. Методические разработки посвящены методике преподавания отдельных разделов, тем, уроков, занятий практического обучения, воспитательных мероприятий, лабораторных работ, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения.

  15. Методические рекомендации представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих обучающемуся оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины (МДК, модуля). При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться самостоятельно. Содержание методических рекомендаций может включать: советы по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины; описание последовательности действий обучающегося; рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к экзамену (зачету); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий и т.д.

  16. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает разработку методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов по данной дисциплине. Обязательными разделами методических рекомендаций должны быть: план-график выполнения СРС по дисциплине; характеристика и описание заданий на СРС; примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по каждому заданию; рекомендуемая литература (основная и дополнительная); требования к представлению и оформлению результатов СРС; оценка выполнения СРС. Методические рекомендации по выполнению СРС, как и другие виды методических рекомендаций (для практических, лабораторных, курсовых работ и т.д.). При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что большое внимание следует уделить самостоятельной работе студентов.

  17. Методическое пособие. Основой такого пособия являются сделанные на базе результатов исследования, теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых методов и методических приемов в практике учебного заведения. Методические пособия чаще всего оформляются в виде брошюры (5-48 страниц) в мягкой обложке или книги. Книга - печатный материал объемом более 48 страниц, обычно в твердом переплете. Методические пособия, как правило, раскрывают методику преподавания какого - либо предмета, курса, учебной дисциплины.

  18. Монография - это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

  19. Оригиналы экзаменационных билетов. Экзаменационные или зачетные билеты по дисциплине должны быть оформлены в соответствии с принятой формой. Оригиналы билетов должны иметь соответствующие подписи. Экзаменационные билеты должны пересматриваться и актуализироваться каждые 1-3 года в зависимости от специфики дисциплины.

  20. План учебного занятия (технологическая карта занятия) - учебно- методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочих знаний, умений и навыков.

  21. Практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по избранной специальности/направлению подготовки, проводится в соответствии с принятым в колледже Положением. УММ по практике включают в себя: перечень предприятий, организаций, заключивших договоры о проведении практики обучающимся по данной специальности; график прохождения практики; методические указания по организации и проведению практики; порядок оформления отчета по практике; методические рекомендации для преподавателей, руководящих практикой, определяющие методику проведения занятий и консультаций, критерии оценки прохождения практики; порядок защиты отчета по практике.

  22. Практические/лабораторные занятия являются составной частью учебного процесса, групповой формой учебных занятий, направленной на развитие самостоятельности обучающихся, приобретения ими умений и навыков, позволяющих студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений, развить профессиональную компетентность, применить на практике полученные теоретические знания. Подготовка к практическим/лабораторным занятиям зависит от конкретных заданий и может включать написание доклада, эссе, реферата с последующим их обсуждением.

  23. УММ по выполнению курсовой работы, входящие в состав УМК, включают: тематику курсовых работ; методические указания по выполнению курсовой работы в печатном виде или электронном варианте.

  24. Учебное и методическое пособия — издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий. Учебники и учебные пособия, разработанные преподавательским составом колледжа, должны быть опубликованы и находиться в библиотеке колледжа в достаточном количестве.

  25. Рабочая программа - учебно-методический документ, в котором в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения обучающимися. Рабочие программы разрабатываются в соответствии с Положением, действующем в колледже, на основе квалификационной характеристики специалиста, передовых достижений в предметной области данной дисциплины (модуля).

  26. Рабочий учебный план является документом, определяющим график учебного процесса, перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин (модулей) по курсам и семестрам, виды учебных занятий и учебной и производственной практик, формы промежуточной и виды государственной итоговой аттестации.

  27. Рецензия - критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзыв